Социальные представления о личности психолога у представителей различных
профессиональных групп: общая характеристикаСтраница 1
По результатам анализа литературы удалось выявить, что социальные представления и социальные стереотипы о психологе определяются процессом генезиса профессии, а также значением, ролью, которые приписываются психологии и другим социальным наукам в обществе в контексте конкретных исторических условий.
Описанные в работах ряда европейских и американских социальных психологов социальные стереотипы и представления о социальных психологах оказываются связанными с социальной позицией психолога, уровнем его политической активности. Психология рассматривается как наука-идеология в той степени, в которой обслуживает группы, имеющие власть [11].
Социально-профессиональная идентичность имеет очень большое разнообразие и обусловливается широкой вариативностью типов деятельности психологов, перекрыванием сфер деятельности психологов при преобладании частичной занятости в учреждениях, что дает им значительную свободу действий в организациях.
В исследованиях социально-профессиональной идентичности психологов и социальных представлений о психологах выделяется как прототип "Символическая вселенная". Связаны эти социальные представления о психологии у психологов вокруг понятия "наука" по позиции "Психология как наука" [13].
Подводя итоги обзора эмпирических исследований социальных представлений о психологе, можно заключить, что социальные представления о психологе как бы отвечают на ряд следующих важных вопросов:
- Для кого и кем работает психолог (круг проблем)?
- Как он помогает проблемам и болезням индивида (методы)?
- Что наиболее полезного для развития человека может дать психолог (практическая ценность работы психолога)?
Социально-профессиональная идентичность психолога определяется через сравнение с более традиционными профессиональными ролями врача, учителя, юриста, социального работника, священнослужителя и психоаналитика (психотерапевта). Обобщая результаты нашего эмпирического исследования, мы дадим описание комплексов социальных представлений у различных профессиональных групп в современной России. В ходе такого описания будем использовать для сравнения уже выявленные в исследованиях зарубежных психологов комплексы социальных представлений.
В целом профессиональный психолог в социальных представлениях в современной России характеризуется тесной связью между личностной и профессиональной идентичностью, размытостью социально-профессиональной роли между двумя более традиционными (педагогической и врачебной) моделями деятельности.
Врачебная модель вызывает более положительную оценку психологической работы, чем педагогическая. Эффективность психологической работы связывается с характеристиками личности психолога, а не с особенностями социальной структуры, в которой он работает. Социальная релевантность психологической работы оценивается достаточно умеренно, при этом выше в сферах образования и здравоохранения и ниже в подразделениях МВД и в организациях. Направления психологической работы с индивидом и с группой воспринимаются как взаимодополняющие, а не альтернативные. При оценке профессиональной компетентности психолога приоритетными являются жизненный и профессиональный опыт по сравнению с образованием и владением технологиями. Профессиональная компетентность оказывается тесно связана в социальных представлениях с общей направленностью личности и неспецифическими коммуникативными навыками (умение слушать, умение влиять на людей и др.). Желаемая социально-профессиональная позиция психолога - позиция эксперта или психотерапевта
Уровни общения
Общение может происходить на различных уровнях:
1. Манипулятивный уровень, заключается в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.
2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
3. Выс ...
Общение как коммуникация
Деловое общение — это прежде всего коммуникация,
т.е. обмен информацией, значимой для участников общения.
Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов:
каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;
как преод ...
Материал для восприятия температурных различий.
Тёплые кувшины.
Материал:
8 металлических кувшинов.
Цель:
Дифференциация восприятия температурных различий.
Возраст:
Около трёх лет.
Как работать с материалом.
Учитель наполняет кувшины водой различной температуры. Каждая пара кувшинов содержит воду одинаковой температуры. Вода должна быть не горячее 45 градусов Цельсия. Это упр ...