Представление об "образе мира" в
психологической наукеСтраница 3
В психологии сознание представляют как высший уровень психического отражения и саморегуляции человека. Обычно выделяют два уровня - общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание включает различные социальные условности, нормы и правила, которые проецируются в индивидуальное [1; ПО]. К. Абульханова-Славская, исследуя человеческое сознание, отмечает, что оно воспринимает не то, что есть в мире в целом, а прежде всего то, что актуально для личности [1], т.е. то, что представляется значимым в образе мира, и это определяет направление работы сознания. А.В. Либин считает, что отличия внутреннего мира человека заключаются в отличиях систем предпочтений. По его мнению, сознание определяется значениями и смыслами множества полярных шкал, задающих координаты индивидуальности в потоке разнообразных событий, запечатлевающихся в психике. В.Е. Клочко становление сознания рассматривает, выводя источник развития человека из постоянного противоречия между образом жизни и образом мира. В.Е. Клочко отмечает, что образ мира не возникает в сознании с рождения, а формируется постепенно, усложняясь по мере обретения им новых координат. Многомерный мир человека объясняется как особый слой психологической реальности, опосредующий отношение между субъектом и объектом [76].
Таким образом, анализируя выше приведенные данные, можно утверждать, что категория "образ мира" является многоуровневой системой, он многомерен, избирателен, и включает все, что значимо для человека. Мы предполагаем, что "образ семьи" выступает элементом "образа мира" и напрямую зависит от того, как сформирован "образ мира".
Сущность понятия “самооценка”.
В данной главе основное внимание мы сосредоточим на природе самооценки человека. Мы рассмотрим разнообразие подходов в понимании самооценки различными психологами. Во второй части этой главы мы проанализируем самооценку человека с точки зрения ее структуры.
Что такое самооценка? Для большинства концепций понятия "самооценка" ...
Характерные черты подросткового возраста.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройки, возникают и формируются психологические новообразования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а сл-но и специфику работ ...
Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
Уровни психики: низшая (обладают чел и животные), высшая (свойственна только человеку).
Особенности высшей психики: произвольность, осознанность, системность (иерархич.система, главные и второстеп.функции), опосредованность (осущ.с помощью особых псих.средств).
В основе присвоения лежит процесс интериоризации – переход вн.действия во ...