Мотивационно-потребностный компонент личностиСтраница 1
2009 год по указу президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, будет проведен под эгидой Года молодежи, целью которого является развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активного привлечения к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитания чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей.
Данный проект является актуальным и своевременным, т.к. всегда среди молодежи находился определенный процент людей, который находил себя в определенной сфере, будь то наука, искусство, бизнес или политика, что выигрышно отличало его от основной массы. В рамках данной работы нас будет интересовать та когорта молодых людей, которые стремятся к политической власти. Однако, предметом психологического анализа являются не властные отношения, как таковые, а скорее, их субъективные аспекты, а главным субъектом власти, в конечном счете, выступает личность. Поэтому наиболее актуальным для нас является вопрос: кто и почему рвется к власти? Личность, стремящаяся к политической власти, является сложнейшим образованием, и состоит из множества различных взаимосвязанных структурных элементов. Цель данной работы – рассмотреть особенности мотивационно-потребностной сферы личности, стремящейся к политической власти.
Проблема изучения политического лидерства не нова, она привлекала к себе внимание, начиная с античности (Плутарх, Геродот и др.), позднее к ней обращались Макиавелли, Ф. Ницше, Лебон, Тард. В 20 веке феномен лидерства рассматривался в работах М. Вебера, Т. Парсонса, X. Арендта. Среди современных исследователей можно назвать такие имена, как У. Шутца, Г. Герта, Т. Митчелла, Д.В. Ольшанского, В.Ф. Петренко и др.
Для реализации цели исследования была сформирована экспериментально-опытная база. Первая группа – личности, стремящиеся к политической власти, в количестве 18 человек (14 мужчин и 4 женщины). Возраст испытуемых от 19 до 29 лет (средний возраст – 23 года). В данной группе представлены члены Молодежного парламента г. Братска и Законодательного собрания Иркутской области, руководители и активисты молодежных политических движений, помощники депутатов Законодательного собрания Иркутской области. Вторая группа – личности, индифферентные к политической власти, в количестве 20 человек (12 мужчин и 8 женщин). Возраст испытуемых в данной группе составляет от 19 до 23 лет (средний возраст – 20). Группа составлялась на основе предварительного анкетирования, подтверждающего индифферентное отношение к политической власти.
Для осуществления целей исследования нами применялся следующий психодиагностический инструментарий: методика психосемантической диагностики скрытой мотивации Соломина И.Л., предназначенная для диагностики мотивов различных видов деятельности и потребностей; методика оценки притязаний личности, используемая для исследования ее мотивационной структуры; методика «Парные сравнения», предназначенная для диагностики степени удовлетворенности основных потребностей личности. Полученные результаты подверглись качественному, количественному и статистическому анализу с применением Q-критерия Розенбаума.
Рассмотрим результаты, полученные по методике оценки уровня притязаний личности, в которой мы рассматривали такие шкалы, как внутренний мотив, познавательный мотив, мотив избегания, состязательный мотив, мотив смены деятельности, мотив самоуважения, оценка своего потенциала, закономерность результатов, инициативность. Так в первой группе, ориентированной на обладание политической власти, внутренний мотив выражен в виде 16,1 средних баллов, познавательный – 18,9 баллов, мотив избегания – 9,75 баллов, состязательный – 13,7 баллов, мотив смены деятельности – 7,7 баллов, мотив самоуважения – 17,9 баллов, оценка своего потенциала – 18,31 баллов, закономерность результатов – 17,25 баллов, инициативность – 16,6. Таким образом, в данной группе ведущим мотивом оказался познавательный. В свою очередь во второй группе, индифферентной к политической власти, наблюдается следующая картина. Внутренний мотив составляет 12,95 средних баллов, познавательный – 17,45 баллов, мотив избегания – 10,6 баллов, состязательный – 10,95 баллов, мотив смены деятельности – 12,75 баллов, мотив самоуважения – 14,8 баллов, оценка своего потенциала – 15,25 баллов, закономерность результатов – 13,6 баллов, инициативность – 15,35. Соответственно, в данной группе также наиболее значимым оказался познавательный мотив, что возможно объясняется возрастными особенностями испытуемых. После проведения математического анализа, нами были выявлены значимые различия в выборках по таким показателям, как внутренний мотив (p=0,05), мотив смены деятельности (p=0,01), оценка своего потенциала (p=0,01), закономерность результатов (p=0,01). По остальным шкалам значимых различий обнаружено не было.
Методы изучения профессиональной направленности
Совершение ответственного выбора профиля обучения в старшей школе, то есть профилирующего направления собственной деятельности, предполагает возникновение у субъекта определенности к конкретному содержанию общественной практики. Выбор отражает ценностные ориентации в отношении профессиональной деятельности, символизирует готовность к са ...
Измерение тревожности детей младшего школьного возраста
По полученным результатам была проведена обработка данных, интерпретация ведется по 8 факторам: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемост ...
Как действует внушение?
Для того, чтобы понять внушения и самовнушения, достаточно уяснить себе, что бессознательное «я» управляет всеми нашими органами. Как только мы вселим в это наше «я» представление, что неправильно работающий орган должен восстановить свою нормальную деятельность, так мгновенно оно даст этому органу соответствующее приказание, и орган, п ...