Структура “я” и самооценка
Страница 1

В начале подросткового возраста (11-12 лет) в содержании “я” заметны существенные изменения. Во первых отмечается бурный рост негативных самооценок: 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью негативные характеристики. Наряду с редким ростом числа негативных самооценок, изменяется главный критерий. На 1-ое место выходят нравственно-психологические особенности личности, проявляющиеся в отношениях с окружающими, прежде всего со сверстниками. 2-ое место начинает занимать качество мужественности подростка и интеллектуальные качества. Суждение о себе младших подростков в сравнении с младшими школьниками отличается больше самостоятельности и аргументированности. https://fastprint.info праи с дизаи визитки балашиха.

Т. о. содержание “я” становится многозначным и более содержательным. В последующие 13-14 лет число отрицательных самооценок превышает число положительных (52% и 41%) и практически отсутствует неопределённые само оценочные суждения.

Заметное снижение отрицательных самооценок наблюдается у 15-ти летнего подростка (52 – 37%). Одновременно с этим происходит резкое увеличение числа амбивалентных (неопределённых) самооценочных суждений (с 7% в 13-14 лет, до 24% в 15 лет). При этом увеличивается число целостных психологических самоописаний: 6% у 13-ти летних и до 38% у 15-ти летних, что свидетельствует о переходе на качественно новый уровень развития самосознания.

Если до 12-13 лет самооценка подростка ни что иное, как оценки окружающих его людей, не его собственные, то в этом возрасте у него происходит смена ориентаций с оценки окружающих на самооценку.

Наиболее ярко это проявляется в 15 лет, что отражается резким увеличением амбивалентных самооценок. При сравнении структуры “я” средних и старших подростков, не трудно увидеть существенные отличия.

12 летние подростки в 1-ую очередь выделяют умения, способности и др. развития интеллекта. 2 и 3-е место по значимости занимают самооценка и ролевые характеристики, а замыкает этот перечень отношения с окружающими людьми.

У 13-14 летних подростков – 1-ое место самооценочные характеристики, последующие место - умения, ролевые характеристики и отношения со сверстниками.

Существенно изменяется структура “я” у 15 летних подростков, причем эти идут “по линии большей субъективности, психологичности соноописаний”. Ведущее место по-прежнему принадлежит самооценке а вот на 2-ое выходят собственные чувства, переживания, мотивы. Следующее место принадлежит ценностям, убеждениям, идеалам, а так же жизненным планам (кем быть, каким быть). Что касается умений, отношений со сверстниками, ролевых характеристик, то в этом возрасте они перестают иметь особое значение для понимания самого себя.

Т.о., высказанное предположение, что возраст 12-14 лет является критическим в плане становления самосознания личности, находит дополнительное подтверждение. Свидетельством тому данные И.В.Дубровиной о динамики школьной, самооценочной и межличностной тревожности в диапазоне от 13 до 16 лет.

Если в 13 лет этот пик в школьной тревожности подростков, то в 14 лет – это пик в самооценочной и межличностной тревожности, которая сходит на нет в 15 лет, и вновь возрастает в 16 лет.

Страницы: 1 2


Марихуана
Марихуана– это смесь высушенных, мелко нарезанных и выпаренных листьев, семян и цветков конопли зеленого, коричневого или серого цвета. Марихуана - самый распространенный нелегальный наркотик во многих странах, в том числе и в России. Человек, находящийся под воздействием марихуаны, испытывает головокружение, покачивается при ходьбе, в ...

Валидность и надежность теста ЦТО Люшера
Согласно М. Люшеру отношение испытуемого к цвету определяется его эмоционально-мотивационными свойствами. В противовес этой точке зрения ряд исследователей (Блейхер В.М., Крук И.В., Урванцев Л. П) считает, что на выбор цвета могут влиять самые разнообразные факторы (от особенностей стимула до индивидуально-типологических характеристик и ...

Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной сферы с детьми раннего возраста
Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи в раннем возрасте обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным. Целесообразно повторять одни и те же занятия с детьми 5-8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программн ...

Категории