Образ “я”

По мнению А. Е. Личко характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободится из под опёки и контроля со стороны родителей и взрослых. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости.

Привлекательность почувствовать себя взрослым объясняется тем что взрослые в глазах подростка обладают максимумом самостоятельности, а потому и поступают так как хотят. Следовательно, взрослым в глазах подростка, означает делать то, что разрешается взрослым, но запрещается детям.

Наряду с реакцией эмансипации А. Е. Личко выделяет в качестве специфически подростковой реакцию группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростка.

Другой приём приобретения чувства ограниченности своего “я” состоит в идентификации , т.е. слияние себя с группой сверстников. Взрослые в глазах подростка выглядят как “Они”, а “Мы” это множество таких как “я”. Заметим что характерной чертой подросткового поведения является реакция группирования, вхождение в разные малые группы и как следствие появление различных по своему содержанию подрастково–молодежных субкультур. Важным способом обеспечения устойчивости образа “я” является поиск подростком одобрение себя и своего поведения со стороны окружающих людей. Не случайно так часто можно встретится с совершенно противоположенным поведением одного и того же подростка в разных компаниях (группах) – в одной он делает одно и получает за это признание и одобрение группы, в другой – прямо противоположенное в обмен на всё тоже признание и одобрение.

Два последних феномена (реакция группирования и потребность одобрения) порождает так называемую ситуативную личность, когда подросток становится неопределённой личностью на неопределённое время. В этой связи становятся понятными факты дивиантного, а то и противоправного, поведения внешне вполне благополучных подростков из “хороших” семей. Пытаясь получить одобрение сверстников из референтной, т.е. значимой для них группы, они вынуждены действовать не столько по своему собственному разумению, сколько подчиняясь требованиям группы. При малейшем сопротивление им в лучшем случае грозит исключение из состава группы, а значит и потеря значимых для подростка связей со сверстниками.

Цель такого поведения состоит в основном в уточнении и закреплении границ своего “я”, от множества “я” окружающих людей. Однако внутренняя структура этого “я” остается всё ещё плохо разработанной и потому слабо осознаваемой самим подростком. Поэтому следующий этап в развитии самосознания состоит в расширении и уточнении содержания этого “я”, т.е. в осознании подростком той системы отношений, которая и составляет сущность самосознания личности.


Этикет и культура поведения делового человека
Этикет (от франц. etiquette) означает установленный порядок поведения где-либо. Это наиболее общее определение этикета. Культура поведения — поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешне ...

Внушение (суггестия)
Так или иначе внушение присутствует в любой психотерапии, побуждая терапевта к осознанию и оценке своих суггестивных способностей и внушаемости пациентов, контролю суггестивных влияний в процессе психотерапии. Уже к моменту обращения создается некое - позитивное или негативное - суггестивное поле, зависящее от информированности ребенка ...

Арттерапия и художественное творчество
Арттерапия - это буквально лечение искусством. Арттерапия известна, с самых ранних этапов человеческой истории. Лечатся собственным искусством сами творцы, настоящие художники, писатели, музыканты. Терапия искусством бессознательно применяют и самые обычные, не занимающиеся художественной деятельностью, взрослые, и в особенности дети. Р ...

Категории