Сенсорное воспитание

Сенсорное воспитание – целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представлений). Поскольку сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, сенсорное воспитание выступает как исходное звено умственного воспитания. Поэтому основная задача сенсорного воспитания заключается в создании основы умственного развития. В качестве других важных задач сенсорного воспитания можно выделить формирование сенсорных основ музыкальной деятельности, изобразительной деятельности и т. п. В этом случае сенсорное воспитание выступает также как составная часть эстетического воспитания.

В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению. Формируется определённая основа, необходимая для последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребёнка.

Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа родной речи, развитие мышечного чувства и др.

В связи с тем, что в дошкольном детстве сенсорные процессы интенсивно развиваются, сенсорное воспитание приобретает, особенно, играет большую роль в этот период. Именно поэтому сенсорное воспитание являлось ведущей проблемой на протяжении всей истории развития дошкольной педагогики.

Восприятие является активным процессом, представляя собой своеобразное действие, направленное на обследование предмета и выявление его особенностей. Для восприятия любой незнакомой формы важное, значение имеет последовательное обведение контура предмета ощупывающей рукой или взором; для выделения любого звука в слове необходимо его подчёркнутое произнесение, интонирование. Такого рода обобщённые способы восприятия не даны ребёнку в готовом виде от рождения. У маленького ребёнка сенсорные действия весьма несовершенны, в результате чего возникающие у него образы окружающих предметов и явлений часто оказываются весьма неточными. Их необходимо формировать путём специально организованного воспитания, т. е. сенсорного воспитания.

Период жизни между тремя и семью годами есть период быстрого физического развития. Это время образования различных видов психосенсорной деятельности, когда ребёнок воспитывает свои ощущения. Внимание ребёнка в это время привлекают стимулы, и, следовательно, это период, когда мы должны методически регулировать чувственные стимулы, чтобы ощущения получаемые ребёнком, развивались рационально. Такое воспитание ощущений и подготовит тот фундамент, на котором ведётся ясный и сильный дух. Кроме того, при воспитании ощущений открывается возможность обнаруживать и исправлять недостатки, которые ныне остаются незамеченными. В общем, это воспитание - физиологическое. Оно готовит к психическому воспитанию, совершенствуя органы чувств, и всякое правильное воспитание должно идти от воспитания ощущений к воспитанию ума. В настоящем, люди являются преимущественно наблюдателями; современное искусство и современная наука основаны на наблюдении. Но именно воспитание ощущений делает людей наблюдательными, и часто неумение взрослых справляться с практическим выполнением понятий идеи обусловливается именно отсутствием воспитания ощущений. Разум в очень многих случаях бесполезен при отсутствии практики, но эта практика почти всегда есть воспитание ощущений, умение точно определять разницу между стимулами. Однако воспитание ощущений затруднительно для взрослых; его надо начинать методически с младенческого возраста и продолжать во весь период подготовки ребёнка к жизни в обществе. Но и умножение ощущений, и уточнение их подготавливает также к эстетическому и нравственному воспитанию, предохраняя от грубых удовольствий.

Основным методом педагогики Марии Монтессори и является - метод наблюдения, и этот метод наблюдения в его усовершенствованной форме, в форме эксперимента, применяется и при воспитании ощущений. В то время как другие педагоги строят педагогику на выводах экспериментальной педагогики, Монтессори строит свою педагогику на методе её. Дети любят повторения и прекращают занятия тогда, когда его потребность удовлетворенна. При этом они в равной мере тренирует свою моторику и сенсорику. Всё воспитание ощущений сводится к тому, что производится эксперимент при помощи соответствующего дидактического материала и затем ожидается непосредственная, самопроизвольная реакция ребёнка. Это то же самое, что делает и психолог, давая испытуемому различные раздражения и наблюдая реакции испытуемого на эти раздражения. Выбор этих раздражений был намечен Сегеном, и Монтессори лишь совершенствует его, ища минимум, необходимый для практического воспитания ощущений.


Исследование представлений об образе своей семьи мужчин и женщин с разной формой брака
Для того чтобы определить уровень значимости определенных ценностей для каждого супруга, а также определить степень согласованности/рассогласованности в образе своей семьи между супругами, в зависимости от типа семейных отношений, мы использовали дисперсионный анализ. Который в свою очередь определил влияние факторов пола и формы брака ...

Развитие самосознания в младшем школьном возрасте. Возникновение осн.новообразований
новообразование – рефлексия(анализ собств.действий со стороны). Особенности: 1. объект рефлексии – уч.деят-ть 2. эгоцентризм (успехи ребенок приписывает себе, а неудачи – обстоятельствам) 3. поверхностный хар-р рефлексии 4. переоценка обстоятельств самооценка – формир.эмоц.составляющая (представление о себе, своих качествах). Само ...

Клинические аспекты психоанализа
Психоанализ можно понимать и в широком (как аналитическое исследование психики) и в узком (как метод психотерапии, разработанный 3.Фрейдом и его учениками) смысле. Конечно, анализ психических механизмов, в том числе и бессознательных, проводился и до 3.Фрейда. Более того, можно сказать, чссы, символика психической продукции, роль сексуа ...

Категории