Психология » Понятие, виды и стратегия поведения в конфликте » Сетка Томаса – Килмена. Стратегия поведения в конфликтной ситуации

Сетка Томаса – Килмена. Стратегия поведения в конфликтной ситуации
Страница 1

Когда человек находится в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом стиль других людей, а также природу самого конфликта.

Существует пять основных стилей разрешения конфликта, в основе которых лежит система, называемая методом Томаса-Килмен (метод разработан Кеннетом У. Томасом и Ральфом X. Килмен в 1972 году), Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль решенных конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта — несовпадением интересов двух или более сторон. ( Рис.1)

Рис.1. Сетка Томаса - Килмена

СТИЛЬ СТИЛЬ АКТИВНЫЕ

КОНКУРЕНЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕЙСТВИЯ

СТИЛЬ

КОМПРОМИССА

СТИЛЬ СТИЛЬ ПАССИВНЫЕ

УКЛОНЕНИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СОВМЕСТНЫЕ

ДЕЙСТВИЯ ДЕЙСТВИЯ Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той степени, в которой человек хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

Если начать со стороны, на которой отмечены активные и пассивные действия, то, если реакция пассивная, человек будет стараться выйти из конфликта, если же активна, то человек будет пытаться решить его.

Верхняя часть сетки раскрывает совместные действия. Если человек отдает предпочтение совместным действиям, то она будет пытаться решить конфликт вместе с другим человеком или группой людей, которые в нем задействованы. Если же отдает предпочтение индивидуальным действиям, то она будет искать свой путь решения проблемы, или путь избежания ее решения.

Стиль конкуренции.

Как показывает сетка, человек, использующий стиль конкуренции, достаточно активная и в подавляющем большинстве идет к разрешению конфликта своим собственным путем. Она не очень заинтересована в сотрудничестве с другими людьми, зато способен на волевые решения. Человек пытается, в первую очередь, удовлетворить собственные интересы, не учитывая интересы других, побуждая их принимать свое собственное решение проблем. Для достижения своей цели, такой человек использует свои волевые качества, и если ее воля довольно сильная, то это ей удается.

Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот стиль: — Конечный результат очень важным для человека, и она делает большую ставку на свое решение проблемы; — Человек имеет достаточно авторитета для принятия решения и очевидно, что предложенное ей решение — наилучшее; — Решение необходимо принять быстро, и человек имеет достаточно власти для этого; — Когда человек чувствует, что у нее нет другого выбора и ему нечего терять.

Стиль уклонения.

Второй из пяти основных подходов к решению конфликтной ситуации реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для нахождения решения проблемы или просто уклоняется от разрешения конфликта. Этот стиль можно использовать, когда проблема, которой касаются, не очень важна для человека, если она не хочет тратить силы на ее решение, или когда она чувствует, что находится в безнадежном положении.

Ниже приведены наиболее типичные ситуации, в которых рекомендуется использовать стиль уклонения: — Напряжение очень велика, и человек чувствует необходимость ослабления напряженности; — Человек знает, что не может или даже не хочет решать конфликт в свою пользу; — Человек хочет выиграть время, возможно, для того чтобы получить дополнительную информацию; — Ситуация очень сложная и человек чувствует, что решение конфликта требует слишком много от нее; — Пытаться решить проблему немедленно опасно, поскольку открытие и обсуждение конфликта может только усугубить ситуацию.

В действительности, уход или отсрочка от разрешения конфликта может быть достаточно удачной и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.

Стиль приспособления.

Страницы: 1 2


Барьеры в деловом взаимодействии.
В условиях деловой коммуникации могут возникать специфические барьеры. С одной стороны, причиной этого является отсутствие единого понимания ситуации общения, вызванное социальными, политическими, религиозными и профессиональными различиями, которые не только порождают разную интерпретацию используемых в процессе коммуникации понятий, н ...

Выводы
1. Проведенное исследование позволяет утверждать, что подростки с аддиктивным поведением склонны перекладывать ответственности за свое поведение на ближайшее окружение (экстернальность), однако считают, что неудачи являются следствием их собственной активности. По мнению Я.Л. Коломинского, такое состояние локуса субъективного контроля и ...

Учебно-воспитательный процесс и развитие воли школьника
В связи с бурным научно-техническим прогрессом школа в настоящий период призвана решать новые сложные задачи, по ряду моментов отличные от прежних. Однако незыблемыми остаются принципы воспитания всесторонне развитой личности. Последовательное применение этих принципов на практике дает свои плоды. Устремления советских школьников беско ...

Категории